Армянская Апостольская Церковь

св. Эчмиадзин Католикос Гарегин II
 

Историко-географический очерк

Единая в своих вероучительных установках, сегодня Армянская Апостольская Церковь географически распространена по всему миру. Начиная с IV века миллионы армян, гонимые то персами, то арабами, то турками, вынуждены были покинуть Родину и скитаться по всему свету. Трагические события начала XX столетия — Геноцид армян в Османской Турции 1915 года — привели к массовой эмиграции народа в самые отдаленные уголки земного шара. Сегодня 60 процентов армян проживают за пределами Армении, однако сохраняют свою национальную, культурную и религиозную идентичность. И в этом им помогает в том числе и вселенское присутствие Армянской Церкви. Неугасимые лампады Веры Григория Просветителя озаряют своим светом сердца и души армян, волей судьбы оказавшихся географически оторванными от Матери Церкви — Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

Первые церковно-административные единицы в виде епископатов, управлений и приходов были образованы основателем Армянской Церкви Святым Григорием Просветителем. Он построил церковную иерархию по принципу государственной административной системы, рукоположив по одному епископу на каждое княжество и область. При этом просветительская деятельность Святого Григория не ограничивалась лишь пределами Армении. Благодаря его стараниям Благая Христианская Весть была воспринята и соседними народами, тем более что в те времена богослужение Армянской Церкви совершалось на греческом и сирийском языках.

Первые епархии за пределами Армении, но подчиненные Католикосату, стали действовать с конца X века. Католикос Хачик I Аршаруни (973-992гг.), возглавивший Церковь в эпоху Анийского царства, утвердил епархии в городах Антнохии, Тарсоне и Траянополисе. С этого времени административные пределы Армянской Церкви стали устанавливаться не по политическому, а по вероисповедному принципу: отныне любая армянская община, независимо от своего местоположения и статуса, входила в состав Церкви. Сложные исторические обстоятельства явились причиной образования в Армянской Церкви нескольких иерархических престолов, имеющих местно ограниченную власть и признающих духовное главенство Эчмиадзинского Католикоса. В настоящее время их существуют три: Католикосат Великого Дома Киликийского, куда входят епархии Ливана, Ирана, Сирии и Кипра; Иерусалимский Патриархат, под юрисдикцией которого находятся армянские приходы Израиля и Иордании; Константинопольский Патриархат, объединяющий приходы Турции и острова Крит.

Основная часть зарубежных епархий была образована в 60-е годы XX столетия усилиями Католикоса Всех Армян Вазгена I (1955-1994гг.). После распада Советского Союза епархиальная структура Армянской Церкви подверглась некоторым изменениям. В настоящий момент на территории постсоветского пространства действуют четыре епархии. Ново-Нахичеванская и Российская епархия является наиболее крупным образованием Армянской Церкви и охватывает территорию России, Молдавии, Белоруссии, государства Балтии и Центральной Азии. В1997 году была сформирована Южно-российская епархия с центром в Краснодаре и Украинская епархия с центром во Львове. На территории Грузии действует Грузинская епархия с центром в Тбилиси.

В пределах Республики Армения имеется восемь епархий:

Араратская, охватывающая Ереван и Араратскую область, Ширакская с центром в Гюмри, Армавирская с центром в Вагаршапате, Гегаркуникская с центром в Гаваре, охватывающая также Севанский регион, Сюникская с центром в Горисе, включающая Сюник и Вайоц Дзор, Арагацотнская с центром в Ошакане, Гугаркская с центром в Ванадзоре, куда также входят Гугарк и Тавуш, Котайкская с центром в Цахкадзоре. Одна епархия — Арцахская с центром в Шуши — находится в Нагорно-Карабахской Республике.

Остальными епархиями Армянской Церкви являются:

в Азии — епархии Атропатены с центром в Тебризе (охватывает области Восточный и Западный Азербайджан в Иране), Тегерана (Тегеран и прилегающие районы), Исфахана (Шираз и Хузистан), Ирака с центром в Багдаде, Берийская с центром в Халебе (охватывает Сирию); в Африке — епархия Египта с центром в Каире (охватывает египетский приход, церковные приходы Эфиопии и Судана, а также армянскую общину Южной Африки); в Северной Америке — епархии Восточной (Нью-Йорк) и Западной (Лос-Анджелес) Америки и Канады (Монреаль); в Южной Америке — епархии Аргентины (Буэнос-Айрес), Бразилии (Сан-Паулу), Уругвая (Монтевидео); в Австралии — епархия Австралии и Новой Зеландии с центром в Сиднее; наконец, в Европе — епархии Англии (Лондон), Греции (Афины), Румынии (Бухарест), Болгарии (София), Германии (Кельн), Швейцарии (Женева).

Также действуют три Патриарших экзархата Армянской Апостольской Церкви:

  • экзархат Западной Европы с центром в Париже (охватывает Париж, Марсель, Лион, церковные приходы Голландии, Бельгии, Италии, а также армянскую общину Албании);
  • экзархат Центральной Европы с центром в Вене (охватывает церковные приходы Австрии и Швеции, церковные общины Норвегии, Финляндии и Дании);
  • экзархат Индии и Дальнего Востока с центром в Калькутте (охватывает церковные приходы и армянские общины Индии, Сингапура, Индонезии, Бирмы и Китая).

Патриаршим экзархом в Москве является глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии епископ Езрас Нерсисян.

В 1988 году вынужденно прекратила свою деятельность Азербайджанская епархия. Однако в центре Баку по-прежнему стоит армянский храм.

Католикос всех армян

Епархии ААЦ

Церковные праздники

Обрядовые особенности ААЦ

Иеромонах Гевонд Оганесян: «Армянская Церковь и Халкидон»

В чем основная проблема ААЦ?
...основная проблема по моему мнению - отсутствие МИССИОНЕРСТВА

Духовное возрождение армян Абхазии

Loading