Мец Егерн – Геноцид

 

Мировое общественное мнение против Геноцида Армянского народа

 

  24 апреля каждого года в Армении, России и во многих странах мира отмечается скорбная годовщина Геноцида Армянского народа в султанской Турции в 1915 году. Назидательно, что президент США в этот день выступает по этому поводу перед американским народом.
   Предлагаемое вниманию читателей Обращение посвящено базисной установке серьезной проблемы на основе подлинных источников, особенно турецких, что никто не делал.
Краткое резюме «Мир Дому Твоему, Азербайджанский Народ» крупного политического деятеля Армении Зория Балаяна, известного в России писателя-публициста, до этого работавшего врачом на Дальнем Востоке, является необходимым дополнением к Теме.

 

Президент Союза Армян России, А. А. Абрамян
в 2003г. решением ООН и ЮНЕСКО
присвоено звание «Посол мира»

 


Мировое общественное мнение против Геноцида
Армянского народа в султанской Турции.
Базисная установка и источники

 

   Истребление или депортация какой-либо нации, народности или отдельных ее групп по расовым, национальным или религиозным мотивам квалифицируется в современном международном праве как одно из наиболее тягчайших преступлений против человечества. Генеральная Ассамблея ООН 9 декабря 1948 г. приняла конвенцию «О предупреждении преступления Геноцида и наказании его виновников». За политику Геноцида перед международным Нюрнбергским трибуналом ответили гитлеровские военные преступники Геринг, Гесс и др. Но еще задолго до них в Оттоманской Турции авторами Геноцида выступили султан Абдул-Гамид, лидеры младотурецкой партии Энвер, Талаат, Джемаль, Назым и другие. Депортация и резня свыше двухмиллионного мирного армянского населения султанской Турции на своей исторической Родине - Западной Армении по приказу младотурецких заправил в 1915 г. и далее был первым чудовищным Геноцидом в истории цивилизованного человечества.
Военный трибунал в Стамбуле в 1919 г. приговорил к смертной казни турецких военных преступников, о чем следует далее.
Анализируя мировое общественное мнение против Геноцида Армянского народа, прежде всего отметим, что Армения за свои две с половиной тысячи лет прошла тяжкий путь исторического развития, испытала жестокие удары многих завоевателей. Армения боролась за свою независимость с могущественными Римом и Парфией (Иран), Византией, со столетними нашествиями арабов, монголов, турок. В результате неравной многовековой борьбы Армения теряла государственную независимость, затем восстанавливалась в более малых границах, а в XIV ст. потеряла ее полностью. В итоге султанская Турция и шахский Иран окончательно разделили Армению между собой. Большая часть Армении (Западная) была захвачена Турцией, Восточная - Ираном.
Что же произошло далее? Земли Армении, населенные армянским крестьянством и обрабатываемые им, в результате ликвидации армянского феодального класса со стороны завоевателей, переходили в руки новой, феодализирующейся кочевой знати. Социальный гнет в Армении усугублялся национальным гнетом. В результате к классовому антагонизму между армянским крестьянином-христианином и землевладельцем-иноземцем, мусульманином присоединялся антагонизм национального и религиозного порядка.
В XVII-XVIII ст. в условиях экономического и политического упадка Турции и Ирана усилились освободительные стремления армянского и других народов в этих больших деспотических государствах. Армянская торговая буржуазия и церковь, естественно, также стремились к независимости и возглавили в Армении народно-освободительное движение. В конце XVII - начале XVIII ст. Армянский народ, ища военной поддержки и разочаровавшись в ориентации на Западную Европу - на бывших «крестоносцев», в условиях все возрастающей международной роли России твердо избрал Русскую ориентацию.
Со времен Петра Великого и после при русско-турецких и русско-персидских войнах XVIII-XIX ст., народ Армении по примеру греческого, сербского, болгарского, румынского и других народов неизменно становился на сторону России, надеясь на ее помощь в избавлении от варварского ига. Каждый армянин с колыбели знает и помнит вещие слова армянского просветителя XIX века Хачатура Абовяна - основателя нашего нового литературного языка - «Армянского Пушкина» из его классического произведения «Раны Армении», а именно слова о русском освободителе: «Да будет благословенна нога русского, ступившего на нашу священную землю!» В 1828 г. Восточная Армения при активном военном содействии Армянских народных масс была освобождена русскими войсками и присоединена к России. 150-летие этого выдающегося события в своей истории Армянский народ торжественно отметил в 1978 г.
Иначе сложилась судьба Западной Армении, которая продолжала оставаться театром военных действий между Турцией и Россией. Армянское население, составлявшее здесь половину численности всего армянского народа, подвергалось массовым убийствам за свою национально-освободительную борьбу и прорусскую ориентацию. Так, например, в 1895-1896 гг. по приказу султана Абдул-Гамида было убито 300 тысяч мирного армянского населения.
Турция, вступив в Первую мировую войну на стороне кайзеровской Германии, начав вероломно военные действия против России, воспользовалась условиями войны - разделением мира на две воюющие стороны - и осуществила истребление Армянского народа в Турции. Весной 1915 г. началась кровавая депортация коренного мирного населения исторической Армении и других областей Турции, изгнание со своей Родины и истребление в течение всего 1915 г. беззащитных женщин, детей, стариков, а мужчины-армяне призывного возраста, которые были поголовно мобилизованы в турецкую регулярную армию, разоружались и вероломным образом расстреливались. Таким же образом в апреле 1915 г. были убиты представители западно-армянской интеллигенции, в том числе депутаты турецкого меджлиса и т.д.
   Это было дикое избиение всего неповинного народа, не вызванное никакими военными обстоятельствами, что тщетно пытались «обосновать» авторы Геноцида и их защитники. Историческая правда заключается в том, что Геноцид Армянского народа составлял и составляет часть фанатичных турецких планов панисламизма и пантюркизма, «движения на Восток» - завоевания Турцией всего Кавказа, Средней Азии, Казахстана вплоть до Крыма, Поволжья, Алтая, то есть «от прародины Алтая и Волги до Черного моря и Адриатики», порабощения многих народов, в том числе исповедующих ислам. Характерно, что Россия и ее союзники по «Антанте кордиал» при инициативе России уже в 1915 г. квалифицировали действия султанской Турции в отношении Армянского народа как «преступление против человечества»!
Характерно и то, что Адольф Гитлер брал пример с султанской Турции. Начиная Вторую мировую войну и стремясь к мировому господству, фашистская Германия преследовала сумасбродные, человеконенавистнические планы депортации и истребления еврейского, русского, украинского, белорусского, польского, чешского, словацкого, сербского и других «неарийских» народов. Она душила в газовых камерах и сжигала их. И не случайно, что Гитлер в своей речи 22 августа 1939 г. в Оберзальцбурге перед командующими армиями Вермахта в связи с наступлением на Польшу призвал: «Наша сила должна заключаться в нашей стремительности и нашей жестокости. Я приказал специальным соединениям эсэсовцев отправиться на польский фронт и безжалостно убивать там мужчин, женщин и детей. Кто же сегодня говорит еще об уничтожении армян?» Так «бесноватый фюрер» вооружался «опытом» султанской Турции.
   Мировое общественное мнение сурово осудило Геноцид Армянского народа в Турции; с гневом выступили многие передовые люди России, всей Европы, Азии, Америки - выдающиеся ученые, писатели, общественные деятели и др. В России поднял свой голос Великий русский писатель Максим Горький, а также замечательный поэт Валерий Брюсов, который издал «Летопись исторических судеб Армянского народа». Юрий Веселовский выступил с книгой «Трагедия Турецкой Армении». Академик В. Гордлевский в статье «Армяне и война» бичевал человеконенавистническую политику султанской Турции. Выдающийся болгарский революционер Василь Коларов заклеймил турецких расистов. Во многих европейских и американских странах, особенно в России, создавались организации помощи уцелевшим армянам, объявлялись «Дни армянского флага» или «Армянские дни», на которых собирались средства для армян-беженцев.
   В германском рейхстаге с осуждением султанской Турции и кайзеровской Германии в деле Геноцида армян выступили в январе 1916 г. депутаты-социалисты Либкнехт, Ледебур и Хаазе. 27 января 1916 г. Карл Либкнехт как последовательный социалист, обвиняя империалистическое правительство своей страны, писал: «Турецкое правительство организовало страшный армянский погром; весь Мир знает об этом и весь Мир считает ответственной за это Германию; ведь турецким правительством руководят германские офицеры в Константинополе». Доктор Иоганнес Лепсиус, возвратившись из Турции в Германию, в 1916 г. издал «Секретный рапорт о положении Армянского народа в Турции», в котором поведал о том, как стирался с лица земли Армянский народ. В это же время проф. Юлиус Рихтер и Иоганн Варнек опубликовали в Берлине материалы о резне армян, составленные по показаниям свидетелей - немцев. Известный востоковед проф. Иозеф Маркварт выступил с публичной лекцией об истреблении армян, писатель-публицист Армин Вегнер выразил свое возмущение в «Открытом письме президенту Вудро Вильсону». В 1919 г. И. Лепсиусу удалось опубликовать сборник документов об ужасающей картине избиения армян в Турции.
   Во Франции подняли голос против турецких зверств руководители рабочего движения Марсель Кашен, Эдгар Лонге - племянник Карла Маркса, а также Анатоль Франс, выступили выдающиеся историки Жак де Морган, Рене Пинон, Фредерик Маклер, Эмиль Думерг и др. Французский критик и публицист Анри Барби в 1919 г. издал книгу «В стране ужаса. Мученица Армения». В 1915 г. в Англии вышла книга Арнольда Тойнби, затем в 1916 г. лордом Брайсом был издан сборник документов об Армянской трагедии в Турции. В США уже в 1915 г. очевидец резни армян в Турции Герберт Адамс Гиббонс издал книгу «Самая черная страница новейшей истории, факты и ответственности», а в 1918 г. вышла книга Генри Моргентау, который до 1917 г. был послом США в Турции. С отдельной книгой выступил Великий норвежский ученый и общественный деятель Фритьоф Нансен. Выдающийся писатель-публицист, австрийский еврей Франц Верфель в 1933 г. издал замечательный историко-психологический роман «40 дней Муса-Дага». Этот эпический труд о героической самообороне армян при Геноциде, переведенный почти на все европейские и другие языки (только за 1934-1935 гг. роман был издан на 36 языках) явился как бы предупреждением о страшной угрозе фашизма.
   В самой Оттоманской империи угнетаемые «мусульманские народы», в частности, арабские народы Сирии, Ливана, Ирака, Египта и др., всячески, по мере своих сил, оказывали приют и содействие обездоленным армянским депортантам - христианам. Арабы проявляли гуманное отношение к дошедшим до Сирии и Месопотамии армянам. Как отмечено в документах, - они на плотах спасали тонувших на переправах армян, давали им убежища, кормили их, подкупали турецких жандармов, рискую жизнью, по ночам переправляли армян в безопасные места, давали работу, возможность обзавестись имуществом, хозяйством, уцелеть от жестоких гонений. Арабы решительно осудили Геноцид армян в Турции. И не случайно, что уцелевшие таким образом армяне с их помощью смогли создать свои диаспоры в арабских странах - Сирии, Ираке, Египте, особенно в Ливане.
   Крупный деятель арабского национально-освободительного движения Фаез-эль-Хосейн в «Свидетельстве араба-мусульманина», изданном в 1917 г. в Бомбее на арабском и французском языках (переведенном затем на английский, немецкий, армянский языки), указывал: «Публикуя эту брошюру, я прежде всего преследовал цель опровергнуть все обвинения, которые будут выдвинуты против ислама, и доказать, что ответственность за совершенные против армян жестокости ложится на членов комитета «Единение и прогресс», которые держат власть в своих руках и которые руководствовались ничем иным, как расовым фанатизмом и завистью к армянам. Мусульманская религия отвергает их»!
   Многие курдские племена, живущие в Турции, оказались орудием в руках султанского правительства в деле резни армян, после чего, как показала история, Турция подавила жестоким образом и курдское народно-освободительное движение. Однако, некоторые курдские племена еще в то время понимали значение совместной армяно-курдской освободительной борьбы против султанского деспотизма и оказывали поддержку армянам. Так, курды-дерсимцы укрыли и спасли до 20 тысяч армян, ведя ожесточенные бои с регулярными турецкими войсками; курды-езиды на горе Санджар спасли 5 тысяч армян. Есть много других фактов. Самоотверженно проявили себя проживавшие в Турции греки, которые, пренебрегая смертельной опасностью, укрывали у себя многих армян, особенно в Трапизоне.
   В самой Турции раздались голоса, осуждающие Геноцид армян. Прежде всего отметим, что основатель новой Турции Мустафа Кемаль паша выступал с осуждением этого Геноцида в Стамбульском военном трибунале, который после капитуляции Турции в Первой мировой войне приговорил заочно 6 июля 1919 г. к смертной казни главных организаторов Геноцида Армянского народа - Талаата, Энвера, Джемаля пашей и доктора Назыма. В свидетельском показании от 27 января 1919 г. Мустафа Кемаль, обвинив младотурецкую клику, отмечал:
   «Паши, которые совершили неслыханные преступления, ввергли страну в нынешнее состояние для обеспечения своих личных интересов, все еще создают беспорядки. Они установили все виды тирании, организовали депортацию и резню; они сжигали грудных детей, обливали их керосином, насиловали женщин и молодых девушек на глазах связанных по рукам и ногам родителей, отнимали девушек у отцов и матерей, конфисковывали движимое и недвижимое имущество и ссылали людей, находящихся в бедственном состоянии, в Месопотамию, применяя в дороге всякие жестокости. Они сажали в лодки тысячи невинных людей и топили их в море. Через своих глашатаев они объявляли о необходимости отречься от своей религии и принять мусульманство в знак преданности Оттоманскому правительству и они принуждали немусульман к обращению в другую религию. Изголодавшихся стариков они заставляли шагать месяцами, гнали их на принудительные работы. Они бросали женщин в дома терпимости, ставили их в такие ужасные условия, которые не имеют прецедента в истории ни одной нации».
   Позднее, 22 июля 1926 г. в интервью швейцарскому журналисту Эмилю Гильдербранту руководитель Турецкой республики Кемаль Ататюрк снова отмечал, что Младотурецкая партия «должна была дать ответ за жизни миллионов наших христианских подданных, безжалостно, в массовом масштабе изгнанных из своих родных мест и вырезанных»!
   Султанское правительство учитывало, что депортация и резня мирного народа, особенно женщин и детей, встретит отрицательное отношение со стороны простого народа и прогрессивных элементов Турции. Поэтому оно принимало крутые меры. Были отданы жестокие приказы, как, например: «Любой мусульманин, который попытается защитить армянина, будет повешен, а дом его сожжен». Однако было немало случаев, когда простые турки, несмотря на эти угрозы, укрывали армян и даже с оружием в руках выступали в их защиту. Так было в Трапизоне, в долине Хнуса, городах Айнтапа, Килиса и др. Трапизонец Шевкет-бей, сына которого Шатырзаде жандармы убили за содействие армянам, сам спас многих армян. Армянская писательница Забела Есаян, сама скрывавшаяся у турок, приводит много таких примеров.
   Исходя из этих фактов, армянский патриарх в Стамбуле - Завен Егиян отмечал, что «не чернь напала на мирный народ, а само правительство, которое проводило свою программу с помощью солдат, жандармерии, полиции и разбойничьих шаек». Американский историк Линн Скипио также отмечал: «То, что произошло в Турции, - произошло по воле небольшой кучки лиц, а не с согласия всего турецкого народа. Многие армяне спасались благодаря своим соседям туркам, прятавшим их в своих домах в условиях усиленных полицейских розысков, подвергая опасности свою жизнь»!
   Чудовищными действиями султанского правительства возмущались и представители мусульманского духовенства, местной администрации, командного состава армии. Так, например, по армянским источникам в г. Алеппо некий ходжа, обращаясь к толпе, воскликнул: «Мусульмане! Разве это призывает делать ислам, разве это призывает делать нам Коран?». 26 января 1916 г. три шейха и помощник командира полка турецкой армии выразили письменный протест султанскому правительству против политики уничтожения армян. Некоторые турецкие должностные лица отказывались участвовать в резне армян. За это три каймакама (уездных начальника), в том числе и каймакам Юсуф Зия-бей, который отказался умертвить скопившихся в Рес-эль Айни 50 тысяч армян, были расстреляны, а два каймакама - тайно умерщвлены. Вали Алеппо Джелал-бей телеграфировал в Стамбул Талаату паше: «Я губернатор этого вилайета и не желаю быть убийцей Армянского народа». Ответ не запоздал. «Значит смещены. Талаат». Начальник полиции Алепского вилайета Фикри-бей был смещен за свое противодействие стамбульским властям. Али Сауд-бей губернатор Дейр-эль Зора также был смещен и т.д.
   Турецкий высокопоставленный чиновник Наим-бей в своих мемуарах, разоблачающих зверские методы избиения армян в Турции, обнародовал 54 подлинных документа (из них 31 за подписью Талаата и Энвера пашей) об истреблении армян. Наим-бей, как честный турок, писал: «Выселение и резня армян, которое беспримерно, удостоили вечному проклятию всего человечества имя турка. В черные дни резни на обширной территории Турции, куда бы ни смотрели, нашли бы скелеты тысяч армян, которые были умерщвлены самым безжалостным образом». Мустафа Нетим - один из бывших секретарей султана Абдул-Гамида в своей книге «Армянская резня, мои свидетельства» отмечал: «Благоустроенный, преуспевающий, строящий, верный Османской родине Армянский народ был хладнокровно истреблен безымянными преступниками. Пусть проклятие Бога опустится на них»!
   Да, примечательно, что даже в те времена главные младотурецкие военные преступники получили заслуженную кару Трибунала. Талаат паша был убит в марте 1921 г. в Берлине (совершившего приговор С. Тейлиряна Берлинский суд оправдал), Джемаль паша убит в марте 1922 г. в Тбилиси, Энвер паша - в августе 1922 г. у городка Чаган (Узбекистан) при перестрелке красноармейцев с басмачами, во главе которых он стоял. Доктор Назым вернулся из эмиграции в Турцию и был повешен Кемалем Ататюрком в Анкаре в июле 1926 г.
И, вот, вдруг после всего, изложенного выше, приходится отмечать и то обстоятельство, что в некоторых странах говорят, вопрошают абсурдно о Геноциде Армянского народа, не отвечая на естественно возникающий вопрос: А где же двух-трех миллионное армянское население султанской Турции, почему нет его даже в Восточной Анатолии, то есть в той части Турции, которая исторически называется всегда Западной Арменией?
Как бы в ответ на этот абсурд в июне 1987 г. Парламент Европейского сообщества принял соответствующую резолюцию о Геноциде Армянского народа в Турции, в которой указывается, что вопрос о Геноциде Армянского народа в Турции «должен рассматриваться в рамках взаимоотношений Турции с сообществом и что отказ нынешнего турецкого правительства признать Геноцид армян является непреодолимым препятствием и исключает самую возможность принятия Турции в Сообщество».
   Важнейшим историческим документом по Геноциду Армянского народа в султанской Турции, выражающим братское отношение к нему Великого Русского народа и Российской Федерации в целом, является Заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14 апреля 1995 г. «Об осуждении Геноцида Армянского народа в 1915-1922 годах». Высший законодательный орган Российской Федерации осудил Геноцид в Турции; напомнил, что по инициативе России великие европейские державы еще в 1915 г. квалифицировали это как «преступление против человечества»; выразил свое сочувствие Армянскому народу и заявил, что рассматривает 24 апреля как день памяти жертв Геноцида (принято единогласно, «против» и «воздержавшихся» не было).
   Особо подчеркнем, что Заявление отмечает также то принципиальное положение, что «физическое уничтожение братского Армянского народа на его исторической Родине было совершено в целях создания условий для разрушения России». И, действительно, Армянский народ принес по истине мессианскую жертву. Султанская верхушка политикой Геноцида сама зашатала свою власть. После же оккупации Закавказья и занятия турецкими войсками в сентябре 1918 г. Баку, избиения и там 30 тысяч армян, аппетиты Турции возросли, она преследовала еще более далеко идущие завоевательные цели. Мировое общественное мнение против Геноцида Армянского народа, даже в условиях войны, поколебало устои пантюркизма и панисламизма, явилось одной из причин ликвидации Оттоманской империи - султанской Турции и Халифата, создания новой, Республиканской Турции и отдельных арабских государств.
   Каков же может быть общий вывод по нашей статье? Только один! А именно, что человеконенавистническая политика Геноцида не в интересах ни одного народа, ибо ее жертвой в изменяющихся условиях, особенно в атомно-водородном веке, может стать любой из них. Не случайно, что к конвенции ООН 1948 г. «О предупреждении преступления Геноцида и наказании его виновников» примкнули все члены ООН, в том числе и Турецкая республика. Только политика мирного сосуществования - укрепления экономических, культурных, политических отношений и взаимопонимание отвечают подлинным интересам всех народов, в том числе и Армянского и Турецкого народов.
   Турецкий народ должен знать, что Армянский народ хочет, чтобы Турция была принята в Евросоюз, но по соответствующим правилам! И чем лучше будут жить в культурно-экономическом и политическом плане все непосредственные соседи Армении, тем лучше будет для самой Армении!
   Статья наша носит Базисный, Установочный, Познавательный характер на основе сугубо исторических фактов. Она далека от преувеличения факта Геноцида и использования его в каких-либо политических целях. Армянский народ, отмечая скорбью Свою Трагедию Геноцида в султанской Турции, осуждая идеологию и политику фашизма и пантюркизма, не желает ни одному другому народу такой Скорби, такой Участи. Чаяния народов, чтобы больше не было Захватнических войн и Геноцида!

 

Зорий Балаян
Писатель-публицист

 

 

 

Loading