Публикации из СМИ
Национальная идеология Азербайджана
Кто мы, от кого произошли и куда идем?

Фарид АЛЕКПЕРЛИ,
доктор исторических наук,
заведующий отделом Института рукописей
НАНА

Сейчас много говорят о национальной идеологии, о том, какой она должна быть в Азербайджане. "Кто мы, от кого произошли и куда идем?" "Какие национальные идеалы мы отстаиваем?" "Какими ценностями руководствуемся?" "Какова наша этническая и культурно-историческая ориентация?" "Каково наше место в истории региона и мира?" "В чем заключается глобальная миссия нашего народа?" "Какова стратегия нашего национального развития?" "Каким мы видим наше будущее?"

Споры вокруг этих вопросов не утихают. Однако любые попытки сформулировать адекватную национальную идею заходят в тупик. И это закономерно. Никакой национальной идеи не может быть, пока мы не определились со своей национальной самоидентификацией. В Иране 30-40 миллионов наших соотечественников до сих пор называют себя turk. Мы же, по воле Сталина, стали "азербайджанцами" в конце 1930-х годов. В Азербайджанской Демократической Республике в 1918-1920 гг. официальным названием нашего народа было turk. То же самое было и в советском Азербайджане вплоть до конца 1936 года.

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ ИЛИ ТЮРКИ?

Итак, без национальной самоидентификации нет национальной идеологии. Прежде чем пытаться сформировать национальную идею, нам надо твердо определиться со своим самоназванием и этнической принадлежностью. В этом смысле выбор у нас небольшой. Есть только два реальных варианта, из которых нужно выбирать. 1. АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ (AZERBAYCANLI).

Если мы будем формировать национальную идеологию, отталкиваясь от этнонима "азербайджанец", появившегося по инициативе Сталина только в 1930-х гг, получим то, что получили. То есть зайдем в тупик или сформируем нежизнеспособную, искусственную национальную идею придуманного народа. 2. ТЮРК (TURK). Если же мы, тюрки Азербайджана, вернем себе свое естественное самоназвание turk (Azeri turklari), которым называли себя сотни лет вплоть до конца 1930-х годов, то разрубим завязанный Сталиным "гордиев узел" и вернемся в русло нормального, естественного национального существования. В итоге на многие сложные вопросы найдутся простые ответы, и многие, казавшиеся неразрешимыми, проблемы решатся сами собой. Вывод: национальную идею Азербайджана невозможно сформировать, не вернув государствообразующей нации ее истинное и законное самоназвание - turk.

Формирование адекватной и достойной национальной идеи Азербайджана при сохранении недавно придуманного названия "азербайджанец" просто невозможно. Потеряв национальную самоидентификацию, мы погрязли в спорах о том, кто мы - потомки шумеров, албанцев, мидян или кого-то еще. Этим утомительным и глупым спорам конца нет и не будет, пока мы не встанем на естественную платформу и не признаем, что под искусственным, безликим названием "азербайджанец" скрываются реальные этносы - в основном тюрки, а также курды, талыши, таты, лезгины и т.д. Все они - азербайджанцы по гражданству, но в то же время представляют разные этносы, как, например, швейцарцы подразделяются на франко-, итало- и германо-швейцарцев. Итак, суммируем: 1. Формирование адекватной национальной идеи в Азербайджане невозможно без возвращения народу его самоназвания (этнонима) turk, насильственно отнятого у него по распоряжению Сталина в конце 1930-х гг. Выражение Azэri turku может использоваться параллельно, наподобие того, как турки иногда употребляют выражение Turkiya turklari. Выражение "азербайджанец" (Azerbaycanla) нужно оставить как наименование любого уроженца Азербайджана, независимо от национальности. 2. Тюрки Азербайджана являются самостоятельной нацией со своим государством, языком и культурой, генетически и культурно тесно связанные с родственными тюркскими народами, особенно огузскими, т.е. турками, туркменами и др. 3. Национальную идею Азербайджана невозможно сформировать без учета основной массы нашего этноса - азербайджанских тюрок, проживающих в Иране (30-40 миллионов) и исторически называющих себя turk. 4. Национальная идея Азербайджана не может существовать без опоры на: а) историческое и культурно-политическое наследие государствообразующей нации - тюрок Азербайджана, т.е. "тюркизм". б) идею азербайджанского патриотизма и сотрудничества всех наций Азербайджана (тюрок, талышей, курдов, татов, удин, русских, евреев, лезгин, аварцев и др.) на благо общей Родины, т.е. "азербайджанизм". 5.Скромной, нейтральной "божьей коровки" вроде Швейцарии из нас не получится. Регион не тот, народы не те. Интересно то, что сами азербайджанские тюрки не осознают, насколько они потенциально сильны и влиятельны. Наши соперники видят, какой геополитической силой мы можем стать, мы же не видим ничего. А все потому, что очень легко забыли, кто мы такие и наследниками каких великих империй и цивилизаций являемся. Почему не видим? Да потому, что народ позабыл, кто он есть, его лишили национального самоназвания, которым он называл себя более тысячи лет (вдумайтесь - тысячи!!!). Теперь он "азербайджанец", и вся его история начинается со сталинской реформы 1930-х годов. До этого его, азербайджанца, просто не существовало. Зато были тюрки Азербайджана, которые начали называть себя тюрками задолго до турок Турции. Так же, то есть "тюрками", до сих пор называют нас армяне, персы и другие народы. Кстати, малые народы, вроде талышей или курдов, оказались в лучшем положении, чем азербайджанские тюрки. Талыш может официально назвать себя талышем, азербайджанских же тюрок именуют не словом turk, а абстрактным определением "азербайджанец". Осознавая себя тюрками, мы остаемся верны своему великому прошлому, а будучи только азербайджанцами, очень быстро превратимся в малочисленный, реликтовый народ наподобие некоторых наших соседей, а впоследствии и вымрем вместе с ними. Однако я почему-то убежден, что эта участь нам не грозит. Рано или поздно историческое самоназвание turk будет возвращено народу. Только тогда прекратятся неуместные споры о том, кто мы есть, и можно будет говорить о формировании какой-либо адекватной нашему статусу национальной идеи.

ЭТНИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ТЮРОК

Здесь важно подчеркнуть, что государственные границы Азербайджана не совпадают с его историко-географическими и этническими границами. Существуют: 1. Азербайджанская Республика как политическое образование. 2. Историко-географические границы Азербайджана, включающие в себя как Азербайджанскую Республику, так и области Ирана, населенные азербайджанскими тюрками, и тоже официально называющиеся Азербайджаном. 3. Территории за пределами Азербайджанской Республики, исторически заселенные компактными группами азербайджанцев. Общее количество азербайджанских тюрок, живущих в мире (преимущественно компактно на своих собственных территориях), составляет 50-60 млн. человек. Из них только около 8 миллионов живут в Азербайджанской Республике.

Азербайджанцы - это и все коренные нетюркские народы Азербайджана, в том числе талыши, таты, лезгины, удины, аварцы, крызы, хиналугцы, курды, русские, евреи и т.д. Все они являются "азербайджанцами" по месту рождения и гражданству, хотя к тюркам не относятся.

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

В плане формирования национальной идеологии весьма продуктивной была идея раннего "Мусавата" в 1918-1920 гг.: "turklэшмэк, islamlaшmaq, muasirlэшмэk". Во внутренней политике современного Азербайджана идеология азербайджанизма также должна быть уравновешена идеологией тюркизма при признании прав всех остальных народов на сохранение своего самоназвания, языка и культуры. Во внешней политике обязательно необходим элемент экспансионизма - не военного, а экономического, политического и культурного, предусматривающего проникновение на все территории, где живут азербайджанцы и мобилизации десятков миллионов наших соотечественников, живущих за рубежом, на благо нашей страны и народа. Вектор внешней политики должен быть направлен на культурную и политическую консолидацию 40-50 миллионов азербайджанцев, живущих на своих землях за пределами Азербайджанской Республики (при уважении интересов соседних государств), наряду со стратегическим сотрудничеством с Турцией, другими тюркскими странами и партнерством со всеми дружественными странами мира. Разумеется, все это при условии соблюдения прав человека, построения правового государства и цивилизованной интеграции Азербайджана в мировое сообщество. Консерватизм населения не может быть помехой на пути реформ. Дело в том, что Азербайджан вовсе не консервативное общество и никогда им не был. Иначе как объяснить, что наши женщины отказались от паранджи, люди "перескочили" с мугама на диско и хард-рок, с долмы на пиццу, с ислама на атеизм и обратно, с наименования "тюрки" на новоявленное "азербайджанец" и т.д. Да, наш народ практичен и прагматичен, но никак не консервативен. Исключение составляют некоторые изолированные группы населения, субэтносы, да и это до поры до времени... Азербайджан уже сотни лет не является замкнутой, ортодоксальной мусульманской страной. Этого не было даже до русского завоевания, в эпоху ханств. Не только азербайджанские тюрки, но и тюрки вообще, особенно те, что вели патриархальный полукочевой быт (т.н. терекеме), вообще малорелигиозны. К тому же вековое соседство с христианскими и иными народами сформировало у азербайджанских тюрок терпимое, синкретическое восприятие мира.

Воздействие европейской культуры в годы пребывания Азербайджана в составе Российской империи довело эти тенденции до логического конца. В этот период сложилась в основном тюркская нация Азербайджана, близкая по менталитету не к сугубо религиозным уммам Ближнего Востока, а к нациям европейского типа со своим нерелигиозным национализмом и патриотизмом, практически единодушным выразителем которого явилась азербайджанская национальная элита, объединившаяся в Тюркской федералистской партии "Мусават" и других политических группах. Не случайно, что, добившись независимости в 1918 г., Азербайджан выбрал именно западную национально-демократическую модель государственности, а не исламскую республику, и народ поддержал эту позицию правительства, которое в итоге погубил не народный гнев мусульман, а военная интервенция советской России. Таким образом, европейские представления о государстве, этносе и нации были органично восприняты азербайджанскими тюрками, не только элитой, но и народом, уже очень давно и присутствуют в менталитете нации до сих пор. Поэтому не приходится говорить о том, что азербайджанцам чужда национальная идея потому, что они якобы не понимают, что такое "нация" и являются всего лишь религиозной уммой, лишенной национального и этнического самосознания. Разумеется, это далеко не так, причем "не так" уже как минимум лет двести, а как максимум - энное количество веков.

ТЮРКИ АЗЕРБАЙДЖАНА И ТУРКИ ТУРЦИИ

В отличие от русского языка, в тюркских языках слова "тюрок" и "турок" передаются одним словом - turk. Правда, когда хотят уточнить, что речь идет не об одном этносе, а о тюрках как совокупности народов, говорят "turk xalqlarы" (тюркские народы).

Именно наши предки, до последнего времени именовавшие себя turk (в русской транскрипции "тюрк" или "турк"), дали название тюркской языковой группе народов, в которую входят казахи, киргизы, якуты, башкиры и т.д., сами непосредственно себя тюрками не называвшие. Название многих языковых групп происходит от какого-либо одного народа, входящего в эту группу. Романской - от римлян, германской - от германцев, кельтской - от кельтов, тюркской - от тюрок и т.д. Европейские ученые-лингвисты использовали название нашего народа turk для обозначения обширной группы родственных языков. Так появилось понятие "тюрки" в смысле "тюркские народы". То есть, ученые распространили наше самоназвание на обширную группу родственных нам народов.

Никто нас с турками Турции не путал и не спутает. В мире десятки арабских государств, все они называют свой язык арабским, а себя арабами, но никто не потерял своей культуры и национального своеобразия. Каждый знает, что араб из Йемена это одно, а араб из Сирии - совсем другое. По существу, это разные нации с разной культурой. И никакой ассимиляции между ними не идет. То же самое азербайджанцы Ирана. Они испокон веков называли себя turk, но в турецких турок так и не превратились и не превратятся. Наоборот, утрата национальной идентификации в результате восприятия искусственного этнонима "азербайджанец" ведет к ассимиляции и утрате национального лица народа, его русификации, вестернизации, манкуртизации и т.д., особенно под прессингом политики глобализации, осуществляемой в современном мире.

В 1918 г., когда была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика, основное население которой официально было определено как "turk", современная Турция еще официально не называлась Турцией. Она была Османской империей, и турки официально именовались не турками, а османами. Азербайджан был единственной страной, чье тюркское население официально именовалось "turk". Поэтому М.Э.Расулзаде писал, что Азербайджанская Демократическая Республика - первое национальное тюркское государство. Османская империя была переименована в Турцию, а османы были официально названы "turk" по инициативе Ататюрка на несколько лет позже по примеру Азербайджана. Это к вопросу о том, что мы якобы взяли свое самоназвание у турок Турции. После прихода к власти Ататюрка обсуждался вопрос, как назвать бывшую Османскую империю и народ османов. Одни предлагали использовать самоназвание нации "тюрк" в качестве этнонима и "Тюркие" в качестве названия страны (т.е турки и Турция в русской транскрипции). Другие считали, что лучше назвать нацию "анатолийцами" (Anatollu, anadollu) по имени полуострова Анатолии, на котором расположена большая часть страны. В это время уже существовала Азербайджанская Демократическая Республика, основное население которой официально называлось тюрк (турк). В конце концов кемалисты последовали примеру Азербайджана - этноним "анатолийцы" не был одобрен, и вместо него было официально принято название "тюрк". Считаю, что турки поступили правильно. Если бы они приняли самоназвание "анатолиец", то сейчас столкнулись бы с теми же проблемами, что и Азербайджан, после того как Сталин переименовал "тюрок" в "азербайджанцев", то есть утеряли бы свое национальное лицо, историю и культуру. К счастью, этого не произошло с ними, но, к сожалению, это произошло с нами.

То есть, называя себя "тюрком", азербайджанский тюрок не превращается ни в туркоазербайджанского гибрида, ни в стамбульского турка, ни в тюрка-якута. Азербайджанский тюрок не собирается говорить "gэliyorum" вместо "qэlirэm" на манер турецких (стамбульских турок). Он не отказывается ни от своей специфической культуры, ни от языка, ни от фольклора, ни от литературы. Он Azэrbaycan turku. Просто он по-праву называет себя так, как называли себя его предки на протяжении сотен лет вплоть до 1940-х гг., то есть, turk. Разве его вина в том, что турки сохранили свое национальное самоназвание, а мы отменили его по приказу Сталина в 1936 г.? И что же теперь, если турки продолжают называть себя turk, а нам это запретили в годы СССР, мы должны с этим смириться навечно лишь для того, чтобы отличаться по самоназванию от турок? Нет, конечно. Мы и так отличаемся. Мы Azerbaycan turklari.

ТЮРКСКОЕ БРАТСТВО

Что касается общетюркского и огузского братства, оно, конечно же, должно укрепляться, но при сохранении культурного, языкового своеобразия и национальной идентичности тюрок Азербайджана. То есть, мы братские нации, а не однояйцовые близнецы. Причем особое внимание следует обратить на сотрудничество с наиболее близкими к нам огузскими народами. Тюрки Азербайджана, турки и туркмены - три ствола одного дерева. Несмотря на общее происхождение, они имеют некоторые различия в языке и культуре. Кроме того, они сложились в самостоятельные нации и представляют независимые государства, имеющие свои интересы. Поэтому, если подходить к вопросу трезво, речь может идти не об объединении, а лишь о сотрудничестве братских народов.

Архив «Публикаций из СМИ»
Loading