Кто есть кто в армянском мире

Вахтангов Евгений Багратионович
(1883-1922)

Советский режиссёр, актёр. Основатель и руководитель с 1913 года театральной, так называемой Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 г. стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 - Театром им. Евгения Вахтангова. Вахтангов родился в семье владельца табачной фабрики. В 1903 г. поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический). В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек». В 1909 г. поступил в Москве в театральную школу А. И. Адашева, по окончании которой был принят в число сотрудников МХТ. Участвовал в спектаклях: «Живой труп» Л. Н. Толстого, «Синяя птица» Метерлинка, «Гамлет» Шекспира, «Мысль» Андреева (Крафт) и др. Вахтангов стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились и в сыгранных Вахтанговым ролях, и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ. С необычайной активностью развернулась после революции многообразная режиссёрская деятельность Вахтангова. Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка (2-я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии. Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных постановках — «Эрик XIV» Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921), «Гадибук» Анского (еврейская студия «Габима», 1922). Стремление режиссера к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально» нашло блестящее воплощение в его последней постановке, пронизанном духом светлого жизнеутверждения спектакле «Принцесса Турандот» Гоцци. Эта работа была воспринята К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко и другими театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре. Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей: режиссёров Р. Н. Симонова, Б. Е. Захавы, актёров Б. В. Щукина, И. М. Толчанова и других.

Loading