Кто есть кто в армянском мире

Туманян Ованес Тадевосович (1869-1923)

Родился 7 февраля 1869 г. в семье священника в Дсехе.

С 1887 работал в армянской духовной консистории в Тбилиси, затем в канцелярии армянского издательского общества (до 1893). Начал писать в середине 80-х гг., сотрудничал в армянских газетах и журналах. С выходом сборников "Стихотворения" (т. 1—2, 1890—92) поэзия Туманяна получила общественное признание. Уже в поэмах, стихах и балладах 90-х гг. отражены социально-психологические конфликты, обычаи народа, его фольклорные традиции. Этап зрелости в творчестве Туманяна относится к последнему десятилетию 19 — начале 20 вв., когда он выступал главным образом как эпический поэт, талантливо изобразивший жизнь армянской патриархальной деревни с её подчас трагическими коллизиями: поэмы "Маро" (1887, опубликована 1892), "Лореци Сако" (1889, опубликована 1890) и особенно — "Ануш" (1890, опубликована 1892, 2-я редакция 1901—02, опубликована 1903). Поэма "Стенания" (1890, опубликована 1893 и 1914) — о стихийном протесте крестьянских масс, об их борьбе против феодального и капиталистического гнёта. Поэма "Поэт и Муза" (1899, опубликована 1901) посвящена теме высокого назначения поэзии. Незавершённая поэма-сказка "Тысячеголосый соловей" поднимает философско-эстетические проблемы.

Творчество Туманяна неразрывно связано с фольклором. Верность духу народно источника сочетается у него с ярким выражением демократических и гуманистических идей. Народное предание вдохновило Туманяна на создание поэмы "Взятие крепости Тмук" (1902, опубликована 1905). Многие баллады основаны на армянских и восточных легендах и преданиях: "Ахтамар" (1892), "Парвана" (1903), "Капля мёда" (1909), "Голубиный скит" (1913), "Шах и разносчик" (1917). На основе нескольких вариантов армянского эпоса Туманян создал поэму "Давид Сасунский" (1902, опубликована 1903), которая явилась лучшей обработкой героических сказаний в армянской литературе. В рассказах Туманяна раскрыта психология крестьянина; они глубоки в художественных обобщениях, правдивы и метки в деталях, в них созданы сильные характеры. В 1900-е гг. Туманян отдал много сил детской литературе; был сотрудником детского журнала "Аскер" (основан в 1905).

В начале 20 в. развернулась общественная деятельность Туманяна. В 1905—07 он выступал против кровавых межнациональных столкновений; был дважды арестован (1908 и 1911). В 1899 под руководством Туманяна в Тбилиси был организован литературный кружок "Вернатун" ("Мансарда"), куда вошли видные армянские писатели. В 1912—1921 Туманян — председатель Кавказского общества армянских писателей. Туманян призывал к сотрудничеству с демократическими силами России. Безоговорочно принял Октябрьскую революцию 1917 и Советскую власть в Армении. Был председателем Комитета помощи Армении (1921—22), участвовал в строительстве новой культуры. В многочисленных статьях освещал вопросы общественной жизни, литературы, фольклора, развития армянского литературного языка и диалектов.

Творчество Туманяна оказало большое влияние на развитие принципов народности и реализма в армянской литературе. Созданные им образы нашли воплощение в изобразительном искусстве, театре, кино, музыке (оперы "Ануш" А. Тиграняна, постановка 1912; "Алмаст" А. Спендиарова, постановка 1930). Сочинения Туманяна переведены на многие языки мира.

Туманян умер 23 марта 1923 года в Московской больнице, от рака. Похоронен в Тбилиси.

Loading