Пандемия COVID-19 и необходимость генерирования новой политики международного сотрудничества
Масштабное распространение коронавируса COVID-19 стало вызовом современному миру, что требует новых усилий международного сообщества для противодействия данной угрозе, объединения возможностей органов власти, научного сообщества и гражданских институтов. Об этом и не только в интервью президента Союза армян России и Всемирного Армянского Конгресса, Посла доброй воли ЮНЕСКО Ара Абрамяна
– Вспыхнувшая в декабре прошлого года в китайской провинции Ухань эпидемия нового коронавируса, к сожалению, стремительно приобрела всемирный масштаб распространения. Как Вы оцениваете эту - не имеющую аналогов в новейшей мировой истории – ситуацию?
– Действительно, современный мир оказался в условиях системного кризиса из-за вспышки очагов пандемии в различных частях планеты с эпицентрами в Китае, Иране, Италии, Испании, США и неконтролируемого распространения во многих странах коронавируса COVID-19, жертвами которого становятся тысячи людей.
С каждым днём увеличивается число лиц, инфицированных данным вирусом, каждый день в новостных лентах мы узнаём о введении чрезвычайного положения в той или иной стране. Правительства вынуждены вводить систему мер ограничения в целях обеспечения биологической и общественной безопасности. Сегодня трудно определить экономические издержки, вызванные эпидемией коронавируса в мире. Эксперты отмечают спад мировой экономики.
Мы с большим сожалением констатируем, что очаги инфекции появились в Армении, России, странах Европы и Америки, Ближнего Востока и Азии. Понятно, что объективно невозможно заблокировать проникновение в страну, когда рядом находятся государства, уже сёрьезно поражённые эпидемией. Лишь благодаря превентивным мерам органов власти России в настоящий период удаётся сдерживать широкое распространение данной угрозы.
– Власти разных стран вынужденно принимают ряд антикризисных мер, в том числе и введение чрезвычайного положения. Как изменилась работа возглавляемых Вами организаций, в частности, Союза армян России?
– Своевременная эффективная система мер противодействия данной угрозе, безусловно, требует введения ограничительных мер, ужесточения контроля над биологической, общественной и продовольственной безопасностью, а также введения дополнительных мер материально-финансовой, социальной и моральной поддержки собственных граждан.
Мы приветствуем и поддерживаем решения властей России, Армении и других стран о введении антикризисных мер в связи с эпидемией COVID-19.
Союз армян России изначально был вынужден отменить или перенести многие наши мероприятия, запланированные на ближайшее время в интересах безопасности людей и в соответствии с постановлениями местных властей. Сотрудники наших офисов перешли на удалённый режим работы. В он-лайн режиме работают наши службы: юридическая, кадровая, психологическая. Мы, используя возможности интернет-оповещения, ведём разъяснительную работу, призываем наших граждан и соотечественников строго соблюдать меры гигиены, рекомендации врачей, требования властей по соблюдению условий карантина и ограничения передвижений.
Благотворительная столовая в Ереване, которая действует уже двадцать лет, предоставляя ежедневное трёхразовое качественное питание нашим малоимущим пожилым соотечественникам, временно перешла на режим доставки еды на дом.
Налаживание профессиональной, организованной и совместной работы органов власти и общества сегодня как никогда ранее жизненно необходимы. В этой связи крайне важно развёртывание системы современной медицинской помощи и профилактики здоровья, оказание содействия медицинским учреждениям по приобретению и использованию аппаратов ИВЛ и др. Для Армении сегодня актуализируется подобная поддержка со стороны диаспоры, моральный же долг каждой армянской общины оказать исторической Родине посильную помощь технологического, информационного, профессионального и финансового порядка. Сегодня как никогда жизненным стал лозунг «Помоги себе и всем, кому можешь».
– Как Вы думаете, современное мировое сообщество способно устоять и эффективно противодействовать этому новому вызову?
– Сложившаяся ситуация свидетельствует, что мир и международные институты оказались если не в растерянности, то в неполной готовности к противодействию угрозе пандемии.
К сожалению, в погоне за гонкой вооружения и обеспечением геополитического превосходства, биологическое оружие стало реальностью нашего времени. В разных странах создаются институты по искусственному использованию научных возможностей вирусологии в военных целях, что может иметь глобальные негативные последствия в силу не только конфликтов, но и случайной утечки или технологического сбоя.
Ситуация с пандемией свидетельствует, что распространение вирусов и инфекций (что может происходить и преднамеренно) в современно мире гораздо опасно, чем применение ракет в военных конфликтах. Мы уже неоднократно сталкивались с различными примерами мировых природных катаклизмов и техногенных катастроф, которые унесли тысячи жизней и нанесли значительный материальный ущерб. Жертвой их может стать любой человек: будь то падение метеорита, цунами, землетрясение или эпидемия.
Вспомните загадочную историю Тунгусского метеорита – взрыв космического тела мощностью водородной бомбы в 40–50 мегатонн, имевшего место в июне 1908 г. над территорией бассейна сибирской реки Енисей. Или авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. и на АЭС Фукусиме 11 марта 2011 г., которые унесли жизни тысяч людей и искалечили судьбы миллионов (при этом основными причинами отмеченных техногенных катастроф стали человеческий фактор, а в японском случае также и природные катаклизмы в виде цунами и землетрясения). 24 декабря 2004 г. мощное землетрясение магнитудой в 9,3 балла вызвало самое крупное цунами в Юго-Восточной Азии у берегов Индонезии, в результате чего общее число погибших превысило 235 тыс. человек. Жертвами эпидемии лихорадки Эбола в странах Западной Африки стали более 11 тысяч человек. Эта трагедия, начало которой было положено в феврале 2014 г. в Гвинее, распространилась на другие страны (Сенегал, Сьерра-Леоне, Либерию, Нигерию, США, Испанию и Мали) и продолжалась до декабря 2015 г. Нынешняя пандемия COVID-19 за короткое время уже унесла более 2 тыс. жизней.
Очевидно, что перед подобными угрозами человечество всякий раз оказывается бессильным. Нередко страны, затронутые природными и техногенными катастрофами, оказываются неподготовленными, либо не имеют опыта противодействия и соответствующих ресурсов.
– Тем не менее, сложившаяся кризисная ситуация вынуждает научное сообщество разных стран осуществлять экстренный поиск изобретения вакцины против COVID-19. Считаете ли Вы возможным достижение подобного успеха в оптимально близкие сроки?
– Действительно, в ведущих мировых центрах науки таких стран как Россия, США, Китай, некоторые страны Европы учёные в ускоренном порядке разрабатывают средства противодействия COVID-19. Уже появляется обнадёживающая информация о начале испытаний подобных вакцин в России, Китае и США. Сроки достижения подобного успеха зависят не только от уровня научных школ, но и от результатов обязательной экспериментальной практики и сертификации.
Вместе с тем, что мешает тем же учёным вирусологам и иммунологам наших стран осуществлять совместную работу в интересах глобальной безопасности, что сдерживает определенные страны перед лицом всеобщей угрозы объявить мораторий на конфликты, отменить санкции хотя бы на необходимые виды продукций? Для этого не нужны ни сертификации, ни лабораторные исследования. Здесь важно проявить политическую волю и солидарность мирового сообщества.
Время показало, что перед лицом глобальных угроз государствам в одиночку трудно будет справиться, а целый ряд стран просто нуждаются в экстренной и действенной помощи мирового сообщества.
Можно сказать, что отсутствие эффективного механизма международного сотрудничества по противодействию биологическим и иным последствиям новой пандемии являются следствием пересмотра и подрыва устоявшейся после Второй мировой войны ялтинско-потсдамской системы обеспечения миропорядка.
– Ара Аршавирович, что на Ваш взгляд следовало бы предложить в качестве идеи нового глобального сотрудничества для противодействия COVID-19 и другим природным и техногенным катаклизмам?
– Учитывая, что в современном глобальном мире вопросы взаимозависимости относятся не только к теме экономики, но и здоровью и биологической безопасности, – мы должны отметить необходимость генерирования новой мировой политики, нацеленной на активизацию международного сотрудничества в области сохранения мира и стратегической безопасности.
Сегодня крайне актуально объединить усилия мирового сообщества и создать единый Международный центр безопасности по предупреждению и предотвращению природных и техногенных катастроф. В рамках данного Центра следовало бы:
- сконцентрировать передовые ресурсы мировой (включая космической) медицины;
- сформировать международный научно-исследовательский институт современных достижений вирусологии и иммунологии;
- осуществлять регулярные исследования природных и техногенных катастроф, оказывающих воздействие на глобальное и локальное состояние биологической безопасности;
- организовать лабораторию по прогнозированию и своевременному предупреждению катастроф и их последствий (землетрясение, цунами, эпидемии, технологические аварии и др.).
Данная идея, на мой взгляд, соответствует интересам мирового сообщества и должна быть принята ведущими странами мира, в том числе и Постоянными членами Совета Безопасности ООН. Это позволит объединить усилия учёных и врачей для предотвращения или минимизации подобных угроз, оказывать более действенную и своевременную поддержку различным странам и народам в борьбе за жизнь и здоровье, за укрепление глобальной безопасности в мире. В обратном случае, настоящее предложение может быть реализовано, например, по инициативе России в рамках БРИКС и ЕАЭС.
Вместо того, чтобы угрожать друг другу и тратить миллиарды на вооружение, государствам необходимо сконцентрировать свои усилия на глобальных вызовах, к противостоянию которым они сегодня оказались не готовы. Важно использовать организационный, материальный, интеллектуальный и военный потенциал мира для противодействия общим угрозам.
Если мир исходит из абсолютного приоритета жизни, здоровья и безопасности человека, то человечество обязано позаботиться о механизмах достижения данного приоритета.