ИСКУССТВО КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ИСКУССТВО КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Cкульптор-монументалист, график Ара Арменович Арутюнян (родился в Ереване 28 марта, годы жизни: 1928-1999) - народный художник Армянской ССР, член-корреспондент Академии художеств СССР и Российской Федерации, член Союза художников СССР, секретарь правления Союза художников СССР, профессор.
А. АрутюнЯн - автор более 40 памЯтников, монументов и архитектурных ансамблей в Армении и за ее пределами. Его работы украшают города Армении, России, Франции, Италии, Молдавии и других стран. Достаточно перечислить некоторые из них: символ города Еревана - монумент Мать Армения, памятник композитору Комитасу (напротив Ереванской консерватории), памятник-родник певцу и ашугу Саят-Нове. Арутюнян является родоначальником таких грандиозных архитектурно-скульптурных комплексов в Армении, как ансамбль, посвященный победе армян над турками в Сардарапатской битве 1918 года, ансамбль Государственного драматического театра им. Сундукяна - портал театра, памятник драматургу Габриелу Сундукяну и родник Сирин, Музей Эребуни, памятник-обелиск героям ВОВ 89-й Таманской дивизии в Севастополе.
Очень обширно и многогранно наследие станковой скульптуры художника. Он посвящал работы людям труда - "Виноградарь", "Победитель", "Строитель", создавал обобщающие символические образы - "Юность", "Страна Наири", "Гибель Ани", "Гетера" и другие. Особое место в творчестве мастера занимают скульптурные портреты: народных артистов Армянской ССР Ф. Мкртчяна и Соса Саркисяна, музыканта Зарэ Саакянца, дочери Сусанны, Героя Советского Союза летчика-испытателя Рафаила Каприеляна, певицы Лусине Закарян и др.
Ара Арутюнян был блестящим мастером рисунка. В Москве, Ереване и других городах с большим успехом проходили его персональные выставки, на которых наряду со скульптурой всегда демонстрировалась графика. Экспозиции, как правило, демонстрировались в лучших залах страны. Выставки в Российской академии художеств и в Центральном доме художника в Москве получили высокую оценку художников, искусствоведов, широкого зрителя.
ХХ ВЕК - ОДНА ИЗ САМЫХ НЕОБЫЧНЫХ ЭПОХ, КОТОРУЮ ПЕРЕЖИЛО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Этот период был отмечен множеством испытаний, выпавших на долю многих народов, что в конечном счете привело к переделу политической карты мира. Самым актуальным для нас примером непреодоленных политических противоречий может служить история взаимоотношений СССР и стран Запада. В установлении и развитии международных связей творчество деятелей культуры сыграло немаловажную роль. Долгие годы политические компромиссы позволяло находить именно культурное сотрудничество между двумя противоборствующими блоками. Зачастую дипломатия деятелей искусства была эффективнее в ситуациях, когда правительства многих стран не могли договориться между собой. Миротворческое воздействие оказывали кросс-культурные выставки, международные биеннале и т. п.
Одно из подтверждений тому - международное биеннале по скульптуре в итальянском городе Каррара, известном центре добычи и обработки природного белого мрамора. Биеннале состоялось в 1965 году, в нем участвовали как советские, так и западные скульпторы. В составе советской делегации прибыл и Ара Арутюнян, который привез свою раннюю работу - "Юность". В Карраре он посетил знаменитый горный кратер, где добывается мрамор. На каменоломне Арутюнян заметил скульптурную работу внушительного размера - голову и руки Иисуса Христа - и поинтересовался, для какого проекта были изготовлены эти фрагменты. Ему сообщили, что планировалось создание гигантской статуи Христа из каррарского мрамора, но заказчик прекратил финансирование. Автор отказался продолжать работу и покинул Каррару.
По возвращении домой Арутюнян предложил тогдашнему главе администрации Еревана Григору Асратяну продолжить дружеский контакт с Италией и перевезти мощные мраморные руки из Каррары в Ереван в знак дружбы. (Надо сказать, что при всем желании советская делегация не могла принять в дар голову Христа по идеологическим соображениям: ведь в СССР была установлена идеология агрессивного атеизма.) Господин мэр поддержал идею мастера, и действительно была осуществлена транспортировка "рук Каррары" в Армению; они были установлены в одном из центральных скверов Еревана. В свою очередь в знак дружбы Армянская ССР преподнесла Италии работу А. Арутюняна - выполненный из красного туфа памятник-родник - "Ереван и Каррара: города-побратимы". Он был установлен в Карраре в 1967 году. Памятник представляет собой небольшую стелу, напоминающую средневековый хачкар. Она украшена вырезанной в туфе виноградной лозой; в верхней части помещено изображение мифического образа Сирин, а по бокам стелы изваяны два овна, украшенные рельефным орнаментом.
Много лет спустя данный исторический факт обрел новое значение. В 2013 году состоялась встреча мэров городов Еревана и Каррары, делегация ереванской мэрии приехала в Италию с официальным визитом. Торжественное мероприятие проходило в сквере на берегу моря, где еще в 1967 году скульптором Арутюняном был установлен памятник дружбы.
В ГОДЫ ФАШИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ ПАРИЖА ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД в составе французского движения Сопротивления возглавлял бесстрашный Мисак Манушян. Он был родом из Западной Армении, и члены его семьи стали жертвами Геноцида армян в Османской империи. Мисак чудом уцелел и через Ливан попал во Францию. Во Вторую мировую войну вместе со своим отрядом он вел подрывную деятельность против фашистских оккупантов в Париже. В его группу движения Сопротивления входили люди разных национальностей: русские, евреи, поляки, венгры, испанцы, итальянцы. Враги были страшно напуганы деятельностью партизанского отряда, и в преддверии победы в 1944 году Манушян и его соратники были схвачены, подвержены жестоким пыткам и казнены.
По окончании Второй мировой войны освобожденная страна воздала честь подвигам партизан. Манушян стал национальным героем Республики Франция. В 1976 году советский Комитет ветеранов войны обратился к А. Арутюняну с просьбой создать памятник Манушяну, "солдату свободы", как его называли. Монумент из темно-красного туфа стоит сейчас на военном кладбище в пригороде Парижа Иври (Ivry-sur-Seine). В 1978 году власти Франции и СССР организовали торжественное открытие памятника с участием скульптора Арутюняна, посла СССР во Франции, мэра Парижа и мэра округа Иври. Выразительная бронзовая голова героя выступает из туфовой стелы, на которой высечена надпись "Слава тому, кто погиб за то, чтобы жила Франция". Так средствами искусства была запечатлена общая историческая память.
В 2014 году в Армению с официальным визитом приезжал действующий президент Франции Франсуа Олланд, свою речь он посвятил незабытому Францией подвигу Мисака Манушяна, увековеченного Ара Арутюняном.
В 1986 ГОДУ НА ФИЛИППИНАХ ПРОИЗОШЛИ СОБЫТИЯ, ВОШЕДШИЕ В ИСТОРИЮ как "желтая революция". В результате переворота был отстранен от власти авторитарный президент Фердинанд Маркос. Пост главы государства заняла Корасон Акино - первая в истории Филиппин (и стран Азии в целом) женщина-президент.
Поначалу правительство СССР не признавало Акино лидером страны. Отношения между двумя государствами осложнились. В 1988 году Ара Арутюнян в составе советской делегации находился с визитом в Сингапуре, Малайзии и на Филиппинах. Оказавшись на приеме в Посольстве СССР на Филиппинах, Арутюнян выразил желание запечатлеть Корасон Акино как приглянувшуюся ему модель. Поскольку президент Филиппин училась на отделении искусств в Нью-Йорке, ее сильно заинтересовало предложение мастера.
На следующий же день Арутюняна пригласили во дворец Малаканьян, здесь же буквально за один сеанс был вылеплен портрет главы Филиппин. Глины на острове нет, поэтому она была заменена схожим по составу материалом, который долго и тщательно обрабатывался трудолюбивыми руками скульптора. Скульптурный портрет Корасон был преподнесен ей в дар от Советского Союза; в результате президент Акино согласилась принять верительные грамоты от посла СССР, значительно улучшились дипломатические отношения между странами - можно сказать, с легкой и талантливой руки А. Арутюняна. Впоследствии он был награжден орденом Дружбы народов.
ЭТИ ТРИ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТА УБЕДИТЕЛЬНО ПОДЧЕРКИВАЮТ благотворное влияние искусства на международные отношения. Творчество деятелей искусства может отразить историческую взаимосвязь народов, засвидетельствовать уважение к другим культурам, улучшить взаимопонимание. Опыт и достижения прошлых лет актуальны и по сей день. Для многих стран они могут служить отличным примером установления и развития международных отношений в современном мире.
Лиана АХИНОВА-АРУТЮНЯН, аспирантка исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Фото из архива семьи А. А. Арутюняна.